СТРУКТУРА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень образова
Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания предмета и вида оценивания. Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период.
Эффективное формативное и суммативное оценивание позволяет увидеть, насколько достижения обучающихся соответствуют поставленным целям обучения. Результаты формативного и суммативного оценивания используются учителями для планирования учебного процесса, рефлексии (Приложение 2) и улучшения собственной практики преподавания. Формативное оценивание сфокусировано на предоставлении обратной связи при выполнении обучающимися конкретных задач или действий на уроке. Процесс суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволяет выявить уровень накопленных знаний и навыков обучающихся по завершении конкретного раздела/сквозной темы. Цель данного вида оценивания заключается в своевременном определении и устранении пробелов по темам раздела/сквозной темы. Суммативное оценивание за четверть и суммативное оценивание за уровень образования проводятся для определения уровня освоения учебных программ. Содержание суммативного оценивания за четверть и за уровень образования будет включать репрезентативную выборку из ожидаемых результатов обучения. Дифференцированное отношение к целям оценивания позволяют контролировать и анализировать результаты применения оценочных процедур. Нельзя допускать нежелательных последствий, т.е. оценка не должна приводить к привитию неадекватных привычек в обучении, таких как запоминание, заучивание материала без понимания и применения. Достижение высоких результатов на суммативном оценивании очень значимо как для обучающихся, так и для учителей. Вместе с тем существует риск «натаскивания» и сосредоточения процесса обучения исключительно на требованиях суммативного оценивания, что может препятствовать освоению полного объема учебной программы, так как любое суммативное оценивание включает только часть содержания учебной программы. Учитель должен ясно понимать различия в целях и использовании результатов оценивания. Оценивание, проводимое в классе должно обеспечивать успешное ежедневное обучение. Если такое оценивание будет эффективным, то положительные результаты на экзаменах будут естественным следствием.
Процесс формативного оценивания
Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся.Формативное оценивание приобретает все более значимую роль в международной практике и определяется в целом как оценивание, используемое для адаптирования преподавания и обучения к потребностям обучающихся ( Блэк и Уильям, 1998; Эшкрофт и Форман-Пэк, 1994; Тарас, 2005). Вместе с тем, анализ литературы свидетельствует о том, что описание структурных элементов формативного оценивания трактуется неоднозначно и может меняться в зависимости от решаемых целей и условий применения (таблица 1).
Таблица 1. Структура формативного оценивания
Авторы |
|
Структура формативного оценивания |
|
|
|
||
|
|
|
|
ОЭСР/ |
Создавать культуру в классе |
|
|
Международная |
|
Формулировать цели обучения |
|
конференция |
Использовать разнообразные методы обучения для удовлетворения |
|
|
Центра по |
различных потребностей обучающихся |
|
|
исследованиям в |
Использовать различные подходы к оценке понимания материала |
|
|
области |
обучающимися |
|
|
образования и |
Предоставлять обратную связь обучающимся и адаптировать |
|
|
инноваций (2008) |
|
||
процесс обучения к выявленным потребностям |
|
||
|
Активно вовлекать обучающихся в процессе обучения |
|
|
Блэк и Уильям |
Проектировать эффективное обсуждение в классе, применять |
|
|
(2010) |
вопросы и задания, которые могут быть использованы в качестве |
|
|
|
свидетельств о результатах обучения |
|
|
|
Предоставлять обратную связь, которая направлена на развитие |
|
|
|
обучающихся |
|
|
|
Разъяснять критерии оценивания и ожидаемые результаты |
|
|
|
Способствовать становлению обучающихся в качестве создателей |
|
|
|
собственного обучения |
|
|
|
Использовать обучающихся в качестве источников и ресурсов |
|
|
|
взаимообучения |
|
|
Кларк (2013) |
|
Развивать культуру обучения |
|
|
Привлекать обучающихся на этапе планирования |
|
|
|
Составлять критерии оценивания вместе с обучающимися, которым |
|
|
|
известны цели обучения |
|
|
|
Использовать дискуссии и обсуждения на уроках |
|
|
|
Способствовать эффективной обратной связи от обучающихся, |
|
|
|
сверстников и учителя |
|
Таким образом, в качестве общих элементов среди представленных структур формативного оценивания можно выделить: активное вовлечение обучающихся в процесс оценивания, адаптация преподавания к потребностям обучающихся, предоставление качественной и конструктивной обратной связи. Следовательно, формативное оценивание – это практика учителя, которая позволяет интегрировать обучение и оценивание через множество взаимосвязанных элементов на уроке. Ожидаемые результаты и цели обучения по каждому разделу учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания. При этом процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, т.е. каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику и нести ответственность за ее результаты. Процесс формативного оценивания в деятельности учителя предполагает реализацию следующих этапов: планирование и организация формативного оценивания; выбор методов формативного оценивания; предоставление обратной связи; анализ результатов формативного оценивания.
Планирование и организация формативного оценивания
Для того чтобы спланировать эффективный и соответствующий потребностям обучающихся процесс формативного оценивания, учителю предоставляется возможность самостоятельно определять форму, содержание и частоту, а также инструменты формативного оценивания. Учителю необходимо включить в процессы обучения и формативного оценивания все цели обучения согласно учебной программе. Для этого в помощь учителю подготовлены сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами. Сборники формативного оценивания используются в качестве источника для подбора заданий при планировании урока и не требуют распечатывания. Для самостоятельной разработки заданий формативного оценивания учителю рекомендуется: изучить учебную программу, учебный план и провести анализ целей обучения; составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе; распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков (Приложение 3) для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий; разработать задание в соответствии с критериями оценивания и уровнями мыслительных навыков;составить к заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения. Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом потребностей обучающихся и контекста обучения
Умение читать и писать (5) | 5 |
Умение считать (0) | 0 |
Умение логически мыслить (5) | 5 |
Психологическая готовность (8) | 8 |